Почему «Умерь свой энтузиазм» — это не только тот самый мем, но и один из главных сериалов XXI века

fbec72bc

Вот уже более 20 лет на канале HBO выходит «Умерь свой энтузиазм» — культовый комедийный сериал, суть которого прекрасно понимают и те, кто не смотрел ни одного эпизода. Мем с титром «Directed by Robert B. Weide» и игривой мелодией Лучиано Микелини обессмертил детище Ларри Дэвида и стал популярным шаблоном для демонстрации неудачи. Впрочем, мы настоятельно рекомендуем не ограничиваться этими несколькими секундами и познакомиться с шоу ближе.

Рассказываем, как Ларри Дэвид высмеивает общественные недопонимания и почему «Умерь свой энтузиазм» — до сих пор одна из самых рискованных и беспринципных комедий на ТВ.

История сериала «Умерь свой энтузиазм» началась за 10 лет до премьеры. В 1989 году на NBC в эфир вышел пилот «Сайнфелда» — ситкома «ни о чем», одним из создателей которого выступил стэндап-комик и комедийный сценарист Ларри Дэвид. Если постараться дать ему максимально краткое описание, то Дэвида можно назвать злым двойником Вуди Аллена, то есть это такой же нью-йоркский еврей-невротик, но с мрачным чувством юмора и упором на нарциссизм, нигилизм и моральное разложение.

Оно стало фундаментов революционного для тех времен принципа сериала — no hugging, no learning (никаких объятий, никаких уроков). Дело в том, что герои «Сайнфелда» — эгоистичные и жадные люди, которые во всем ищут выгоду для себя и вынуждают зрителя постоянно думать о том, можно ли вообще им сопереживать. Из центрального квартета особенно выделяется Джордж Костанца (Джейсон Александер) — лысеющий невротик и оппортунист, который всегда жалуется, как ему не везет в жизни. Этот выдающийся комедийный герой — альтер эго Ларри Дэвида, который (в отличие от Джерри Сайнфелда) не стал играть в сериале самого себя.

Дэвид ушел из сериала после седьмого сезона, заработав на всю оставшуюся жизнь: сообщают о сумме в 250 миллионов долларов и ежегодных отчислениях, которые наверняка увеличились сейчас, когда Netflix выкупил права на показ «Сайнфелда» за 500 миллионов долларов. С таким банковским счетом можно было ни о чем не волноваться, но Дэвид вернулся к стендапу и договорился с набирающим популярность каналом HBO на создание часовой программы «Умерь свой энтузиазм». Говорящее название служило своеобразным обращением к зрителям и олицетворением жизненной позиции Дэвида.

По сюжету вернувшийся в мир комедии Дэвид договаривается с HBO на запись часового стендап-спешела, но в назначенный день съемок начинает так сильно нервничать, что придумывает на ходу нелепую причину, чтобы все отменить: он сообщает руководству канала, что у него заболел несуществующий отчим. Из этого кринжевого метасюжета в итоге и вырос сериал — этакий калейдоскоп историй о том, как вышедший на пенсию после «Сайнфелда» Ларри попадает, а точнее, создает неловкие и глупые ситуации.

Умерь свой энтузиазм смотреть онлайн который можно на сайте kinoflex.tv, неразрывно связан с «Сайнфелдом» — это его прямой наследник. Преемственность, например, выражается в форме: эпизоды обоих сериалов построены так, чтобы несколько сюжетных веток сплелись в финале, наказывающем главных героев, характеры которых к тому же определялись рядом заблуждений, обид и страхов. Правда, куда более важной кажется разница между ними — второй сериал Дэвида, например, лишен закадрового смеха, ситкомных съемок в студии перед живой аудитории, а главное — он мрачнее и откровеннее.

Конечно, в свое время «Сайнфелд» расширял границы допустимого на ТВ: создатели, например, могли посвятить эпизод спору о том, кто дольше продержится без мастурбации» или убить невесту одного из героев, который засомневался в своем решении жениться. Но все это не ровня куда более радикальному «Энтузиазму», в котором Ларри получил полную творческую свободу и ни в чем себе не отказывает. Неспроста ведь сериал начинается с истории, в которой большую складку на штанах Дэвида принимают за эрегированный член, а через пару эпизодов прозвучит мысль, что совершать самоубийство без прощальной записки это грубо. Многие из этих тем даже сейчас, 20 лет спустя, выглядят дико.

Ларри Дэвиду больше не пришлось прятаться за альтер эго — он наконец-то появился в кадре и, что особенно важно, сыграл искривленную, безумную, но все же версию самого себя. Это типичный для попавших на ТВ комиков трюк, который до этого устраивал все тот же Джерри Сайнфелд, а позже — Луи С.К. Экранный Ларри — сгусток хаоса, упертый и нечуткий то ли тролль, то ли просто трикстер, провоцирующий недопонимания, неудобства, конфликты и ироничные совпадения на пустом месте. Даже на бумаге они кажутся гомерически смешными: в некрологе Ларри случайно пишет cunt вместо aunt; снимает секс-работницу, чтобы выехать на шоссе, которое предназначено для авто с несколькими пассажирами; случайно вытягивает ноги на баскетбольной игре и травмирует тем самым Шакила О’Нила.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.