Якутский феномен
В отличии от русских якуты полагают, что заостренное можно подносить и без обряда с уплатой копеечки. Надо лишь помнить, что если вы представите ножик, то совместно с ним верите человеку собственную судьбу и жизнь.
Среди большого количества наций, населяющих Кашлык, якуты — одна из наиболее таинственных. Это самый южный народ тюркской компании: обозримые к нему <языковые> родные проживают в 2-ух тысячах км к юго-востоку — в Саянах и на Алтае.
Что принудило якутов-саха тысячи лет тому назад заменить на жесткий южный край собственную дальнюю отчизну, где, как сообщат легенды, трава никогда в жизни не желтела и птицы никуда не улетали, мы никогда в жизни не выясним. Экспертами определено, что приблизительно в XV — XVI веках из разноплеменных групп пришельцев-скотоводов и туземцев — эвенских охотников и оленеводов — сформировался якутский народ
Главная часть народа вселилась на сравнительно свободных и травообильных поймах Средней Елены, Алдана, Амги и Вилюя. Народ данный так и остался скотоводческим: кобылы и скотины отлично акклиматизировались в свежих условиях. Однако мест, применимых для выпаса скота, было незначительно, и считались они собственностью клана (ага ууса). И скот, и отделы было необходимо сохранять: сказания доказывают до нас кровоточащие легенды о <столетии войн> — <кыргыс юйэтэ>, когда право на существование и собственность было надо защищать при помощи стали.
Якуты давно имели раскрученное железоделательное и кузничное дело, вследствие этого нож купить который можно пройдя по ссылке, был в достатке.
Выпускавшие его металлурги почитались якутами вровень с шаманами. <Металлурги и шаманы - из одного гнезда>, — говорит якутская поговорка. Казалось, что, как и квалифицированные посредники между людьми и потусторонним миром, мастера владеют даром исцеления и пророчества, однако регулярно находятся на грани со стороны злобных духов.
Так как дело собственное металлург обрел не от кого-то, а от пугающего божества Кыдаай Максина, вождя-кузнеца преисподней. Вот отчего металлург должен всегда работать и сохранять свет — так что он отпугивает злобных духов. Дело это давалось из поколения в происхождение.
Казалось, что в девятом колене металлург достигает подобных высот профессионализма, что ему по силам делать даже волшебные объекты, такие, как одеяние шамана и компоненты бубна. У такого мастера и приборы странные — они лично, подобно амулетам, готовы отпугивать злобных духов и испускать звуки. А ножики у данного мастера выходят на чудо: если прикоснется человек подобным клинком к слону либо другому хищнику — безотлагательно падают они умершими. Эти ножики, знаменитые под наименованием быhах, более таинственны, чем возникновение якутского народа.
Косой профиль клинка обширно распространен в Юго-Восточной Азии: от кухмистерских ножей японского начальника до джунглевого ножика даяков с Калимантана. Спуск на подобных модификациях, в большинстве случаев, выработан со стороны рабочей руки: у правшей он располагается на левой части, у левшей — на левой. Однако по поводу быhах все выполнено с точностью до напротив: у правши спуски на левой стороне, а у левшей — на левой. Тем не менее, на длинных говорящих ножиках все встает на собственные места: спуски <перемещаются> на сторону, аналогичную рабочей руке.
Причина такого размещения — особенности применения ножика якутом. Основной конструкционный источник — это дерево. Вследствие этого такая конфигурация гарантирует особые превосходства при снятии стружки, и значительно упрощает процесс заточки. Точат данный ножик преимущественно со стороны спускания: с гладкой боковой грани лишь снимают заусенец. Такая конфигурация подходит и для мездрования шкуры, и для пластования рыбы.
В целом, аппарат на все руки.Клинок имеет маленькую ширину — до 170 миллиметров. Тем не менее, куда как намного чаще она находится в диапазоне от 100 до 120 миллиметров: такой клинок вполне организует обладателя. Ремонт клинка — всадной, в непосредственную ручка, имеющую овальный профиль. Источник рукояти — березовый сувель, крепкий и качественный. При этом довольно часто клинок всажен насколько бы наискосок: ровненькая грань нагнута под незначительным углом к долевой плоскости рукояти. Определенные ученые заявляют, что это не менее позже наслаивание: попытка дать ножику огромную многогранность с помощью приближения профиля к инвариантному.
Одной из самых неоднозначных и уникальных компонентов является дол на тонкой грани клинка. Каких лишь гипотез о его предназначении не услышишь! Археологи считают, что данный элемент сохраняют с древнейших пор, когда ножик полностью делали из кости. Кость зарезалась вдоль и по диагонали, а врожденный канал от костного мозга создавал несчастный дол. Догадка увлекательная, но вспомним, что русские казаки, вернувшиеся в Якутию, довольно длительное время пользовались услугами не только лишь якутских металлургов, но также и региональных изготовителей железа. Размышлять, что дол сохраняли только из верности древнейшим обычаям, — это далеко не ценить профессионализм якутских специалистов.
Не менее увлекательная точка зрения объединяет содержание дола с техническими отличительными чертами производства клинка. Все дело в том, что лезвийная часть ножика имеет пластичное <брюшко>: выковывая такой дол, металлург синхронно увеличивал клинок в правильном ему месте. В любом случае, сегодня данный прием применяется нечасто: и клинок, и дол выдирают шлифующим прибором.
Заключительная догадка объединяет содержание дола с развитием технологии производства ножика. Знаменитый этнолог В. Л. Серошевский выделял случившийся практически на его глазах в середине XIX столетия генезис формы клинка: левая сторона <немного прогнутая: в последние годы с данной стороны стали делать якутские мастера желобок>. Впалость гладкой грани хорошо известна на японских кухмистерских ножиках.
Данный технический прием нужен для компенсации повод, сопряженных с закалкой ножей косого профиля, имеющего основную систему: жесткую лезвийную часть и нежную обкладку. Скорее всего якутские металлурги также обладали этим приемом, применяемым для экономии качественной стали, и придания клинку стабильности. После прохода на цельностальные ножики потребность в вогнутости исчезла, а дол стали делать в целях придания клинку специальной жесткости.
Тем не менее, с течением времени истинный резон данного приема был утрачен в связи с падением производственной культуры кузничного дела в годы русской власти: долы стали делать с обратной стороны клинка, а может быть на обоих гранях .
Из бычьего хвоста. Особенных слов стоят ножны. В большинстве случаев, выполняются они из целостного кусочка дерева. Внешняя часть болванки зазубривается так что, чтобы ручка закреплялась устьем, будучи размещенной в него приблизительно на 30%. Подвеска представляет из себя эластичную петлю, заделанную на нижней части устья.
Довольно часто ножны обтягивают кожей. Особенно увлекательна система целых кожаных ножен. Для них используется тонкая кожа от основания хвоста быка. Рассказывают, что применяют и коровка хвост, однако оригинальные специалисты настаивают: лишь бык! Снятая на манер чулка с хвоста кожа специальным образом обрабатывается и сушится напрямую на ножике. Итог — твердые, крепкие и комфортные ножны. Пока, искусство их производства почти утрачено: если реальный якутский ножик еще можно отыскать, впрочем и с большими натяжками, то верные ножны можно найти только в особенно дальних улусах.
Годы русской власти значительно сбили прежде благоденствовавший промысел: якутский ножик является исключением. Вплоть до последнего времени он причислялся к прохладному оружию, что также не способствовало расширению его выражения. Наверное, это один из немногих ножей, награжденных особенного федерального законодательного акта. Так <Положение о порядке производства, сбыта, покупки, ношения и транспортировки якутского ножика на территории Республики Саха (Якутия)> заслужило особого распоряжения номер 409 правительства Республики Саха от 12 октября 1995 года.
Только 13 июня 2003 года Госстандартом РФ были подтверждены техусловия для АФХП <Сардана> на изготовление хозяйственно-бытового разделочного ножика <Якутский>. Будем полагаться, что стараниями подобных специалистов, как А. Металлургов, Н. Потапов, С. Билюкин и других, якутскому ножику удастся вернуть по праву причитающееся ему место.