Секреты костяного фарфора

fbec72bc

Костный нанкин по праву является «королевским» – узкий, белый как снег, звенящий, полупрозрачный… Один автозавод в РФ, который производит такую посуду – Высочайший фарфоровый автозавод. Как и из чего делают такой нанкин, и отчего его называют костяным?

Слово «костяной» в наименовании детальнейшего фарфора – не олицетворение, а стенографическое распоряжение на состав материала. Стандартная фарфоровая масса состоит из каолина – черной глины и прочих глинистых элементов, дающих при обжиге белый оттенок, и кварца и полевого шпата. В Великобритании в конце XVIII столетия начали дополнять к составу еще и костяную золу – находящийся в ней фосфат кальция и давал посуде такую невообразимую белизну.

На Высочайшем фарфоровом автозаводе (в русское время он носил название Ломоносовским) костный нанкин начали производить в шестидесятые годы XX столетия. Невероятно, однако факт: причиной, по которой автозавод изучил данную технологию, стало не претенциозное стремление производить престижную «королевскую» посуду, а… недостаток материала.

Начиная с 1965 года автозавод чувствовал солидные трудности с попаданием каолина – черная глина крайне повсеместно использовалась в картонной, парфюмерной и боевой индустрии. Но несмотря на это в стране было очень много остатков кости. Потому генеральный директор автозавода Александр Сергеевич Соколов установил перед производственной лабораторией ЛФЗ цель: спроектировать состав массы для костяного фарфора.

Состав материала выбирали способом опытов и погрешностей (иностранные коллеги не торопились делиться платной тайной). В итоге выяснилось, к образец, что птичьи косточки давали фарфору не нужный лиловый тон.

В итоге остановились на берцовой кости большого рогатого скота. Особенно, что с сырьем дефекта не было. Пуговичное изготовление производило из обезжиренных костей пуговицы для наволочек и для военнослужащего обмундирования – а отходы шли на фарфоровый автозавод, где пережигались.

Масса для производства костяного фарфора только на 55 % состояла из классических каолина, глины, полевого шпата и кварца – другое являлось уделом костяной золы. Если нужна мастерская фарфора рекомендуем зайти на сайт www.keramik-lefortovo.ru.

В 1968 году на автозаводе запустили цех по изготовлению костяного фарфора. В отличии от британского фарфора, который был довольно низким, на ЛФЗ приняли решение производить тонкостенный нанкин. И сначала даже «перестарались»: первые чашечки были такими ювелирными и невозможно легкими, что клиенты стали сетовать на чувство «пластмассовости». Потому толщину черепка приняли решение повысить на 0.3 миллиметров.

Чашечки из костяного фарфора, как и другие фарфоровые изделия, создают способом литья. Для этого формы, отбавленные из гипса, до кромок заполняется некрепкой фарфоровой примесью, похожей на сметану – шликером. Гипс начинает «отбирать» у шликера воду – и в итоге на внешних стенах формы равномерно возрастает фарфоровая «корочка». Когда она накапливает необходимую толщину – излишний шликер устраняют из формы. Затем обсохший «черепок» (так называют необожженный нанкин) начинает опаздывать от стен формы – и его извлекают.

При изготовлении фарфоровых фигурок компоненты «набирают толщину» достаточно длительное время – пару часов. С тонкостенными чашечками все происходит намного стремительней – на Высочайшем фарфоровом автозаводе костяная фарфоровая примесь гасится в формы всего на 2 секунды.

Маслина происходит автоматом – формы движутся по кругу, из дозатора автоматом вытекает необходимое число шликера, а затем криогенный отсос «забирает» ненужное.

Ручки для чашек, чайников, сахарниц отливаются раздельно и затем «приклеиваются» вручную. В роли клея играет по прежнему фарфоровая примесь, лишь не менее плотная.

Тонкие изделия (блюдца, тарелки) становятся способом штамповки. Фарфоровый продукт для подобных изделий делают крайне крепким, он напоминает ясное тесто, скрученное в «колбаски». Обрезанный кусок «колбаски» кладется на гипсовую фигуру, снизу на него спускается вертящийся формирующий видеоролик (для любой модификации видеоролик собственный). Избытки срезаются автоматом, а заровнять края и сделать плоскость совершенно гладкой – цель так именуемых «оправщиц», работающих лишь вручную.

Губа, кисточка, непрозрачное стекло, шлифующая шкура – инструментарий у оправщиц простой, однако действенный и испытанный временем. К ним фарфоровые заголовки попадают после сушки.

Костный нанкин обжигают два раза. При этом температура для первого обжига крайне высока – 1250 – 1280 C, что намного выше, чем у стандартного фарфора. При такой температуре фарфоровая примесь целиком «спекается» и покупает нужную стабильность. В печи миска ведет 12 часов. И, к слову, понижается в габаритах приблизительно на 13%.

Однако пока не свет. Свет будет после того, как нанкин будет обработан глазурью. Она состоит из таких же наиболее элементов, что и нанкин, в другом процентном соотношении, также, в нее прибавляют фарфор и сломит. В процессе обжига полива расплавляется, создавая шикарную глянцевую плоскость.

Полива на костный нанкин наносится при помощи пульверизатора – вначале с одной, а затем и с иной стороны. А чтобы можно было контролировать насыщенность и толщину пласта, полива подкрашивается фуксином. Потому, направляясь в печь для заключительного обжига, чашечки и блюдца имеют ослепительный лиловый оттенок. При больших температурах пигмент сгорает и нанкин белеет.

Среди русских предприятий не было принято содержать технологию в тайне, потому в самом начале 70-х годов система и системы оснащения были «подарены» Болгарской республике, где тогда запускалось свежее фарфоровое изготовление. А в 1982 году система была передана керамическому комбинату в Каунасе, в Литве.

А отечественные автозаводы не рискнули приняться за изготовление костяного фарфора. Закавыка оказалась в том, что такой нанкин крайне чувствителен к температуре обжига — и отличие от данных температурных характеристик практически на 10 C обращает посуду в дефект. При этом, когда речь заходит о температурах за тысячу C, даже ошибку замерных устройств может превосходить эти 10 C. Так и остался ЛФЗ одним изготовителем «королевского фарфора» на всей территорию страны.

Исключительно белый, нерасписанный нанкин, которого не затрагивала рука живописца, эксперты называют «бельем». Однако до того, как угодить на прилавки фирменных супермаркетов, миска должна быть декорирована разводом.

Роспись по фарфору бывает подглазурной, надглазурной и смешанной, соединяющей обе эти техники. При таких раскладах чертеж наносится в 2 раунда. Образцом смешанной росписи может служить известный рисунок «Кобальтовая сетка», ставший своего рода «визиткой» автозавода.

Кобальтовый чертеж – голубые линии – наносится на нанкин задолго до напыления изделия глазурью – при пирогенном обжиге рисунок «вплавляется» в иллюзорную полива надежно. Кобальт, до обжига который имеет скучный блекло-черный оттенок, при согревании магическим стилем меняется, и зависимо от концентрации рисунок является нежно-голубым либо густо-синим.

К слову, все краски, применяемые в подглазурной росписи себя ведут так же – их оттенок «проявляется» в процессе температурного влияния, а при нанесении чертежа они смотрятся неярко – цвета темного, серого, кофейного. И дизайнерам, работающим с некоторыми красками , нужно трудно: им регулярно нужно «держать в уме» грядущую картину.

Чертеж довольно часто наносится вручную, однако данную работу иногда можно упростить. На Высочайшем фарфоровом автозаводе, к примеру, спроектировали особые формы для посуды, которая будет украшаться «кобальтовой сеткой»: на боках черепка «прочерчены» узкие, едва большие желобки – своего рода абрис, который нужно вручную «обвести» кобальтовыми чертами.

Кобальтовый рисунок может попадалть на изделие и с помощью деколи – узкой мембраны, похожей на трансфертную картину, на которой написан кобальтовый рисунок.

Выкройка деколи в точности отвечает фигуре посуды — для любой модификации она собственная. При нагреве пленка сгорает, а рисунок – вносится в плоскость изделия.

Построение подглазурного чертежа происходит после того, как изделия прошли первый выжег – и до глазурирования. После 2-го обжига такая миска иногда смотрится крайне странно – на нее отмечена первая часть росписи, а 2-я еще ожидает собственного дня. Однако можно представить себе, ак это будет смотреться.

Роспись золотом – это надглазурная роспись. Затем миска будет проходить еще один выжег, однако при не менее невысоких температурах – лишь для того, чтобы укрепить рисунок. Как раз это дает возможность использовать при росписи ценные сплавы, и очень многие краски, которые не воспитывают «четырехзначных» температур. Золотые звездочки на фирменный рисунок могут причиняются вручную, кисточкой – или с помощью малого штампика.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.